Тибтский автонмный район, Тибет (кит. Сицзан), на Ю.-З. Китая, в
пределах Тибетского нагорья. Площадь
1221 тысяч км2. Население около 1,6 млн. чел. (1975).
Административный центр — г. Лхаса.
Основная часть населения составляют тибетцы
и близкие к ним цян, ну, дулун, абор, мишми, дафла. Говорят на языках
тибето-бирманской группы; исповедуют буддизм-ламаизм.
Хозяйство. Ведущая отрасль экономики — сельское хозяйство. Свыше 60%
его валовой продукции даёт земледелие. В долинах рек и на горных склонах —
посевы голозёрного ячменя, овса, гороха, гречихи, на Ю.-В. — пшеницы и риса.
Выращивают картофель, репу, брюкву, лук, яблоню, грушу. Отгонное скотоводство
(яки, овцы, козы, лошади, ослы, мулы); важнейшая животноводческая продукция —
овечья шерсть. В земледельческих хозяйствах разводят свиней и коров.
На территории района в небольших количествах добывают каменный уголь
(районы Лхасы, Шигацзе, Джангдзе), соль, оуру, золото. Несколько ГЭС. Мелкая (местная)
обрабатывающая промышленность (в г. Лхаса — производство энергетического
оборудования и чугунного литья, кожное и ковровое производство; в Чамдо —
кожное производство, Шигацзе и Джангдзе — ковровое производство). Имеются
лесопиление, кирпичное, фармацевтическое производство; текстильная
промышленность (Линьчжи). Шоссе связывают Т. а. р. с др. частями Китая.
И. М. Федоров.
Исторический очерк. Ядро тибетского народа составили племена цянов, переселившиеся из района Кукунора на
территорию Тибета около 6—5 вв. до н. э. и смешавшиеся с автохтонами. К 7 в. н.
э. часть цянов перешла к земледелию. Разложение первобытнообщинного строя
привело в начале 7 в. к объединению всех основных тибетских племён во главе с
Намри — правителем Ярлунга (в юго-восточной части Тибета). Его сын и преемник Сронцзангамбо(умер 649) считается
основателем Тибетской империи 7—9 вв. В 1-й половине 7 в. в Тибете появилась
письменность. Период расцвета империи приходится на царствование Тисонгдэцэна
(755—791). В 7—9 вв. в Тибете сложились феодальные производственные отношения.
В 787 государственной религией стал буддизм. В правление Лангдармы (836—842)
начались преследования буддистов, а после его убийства Тибет распался на
самостоятельные феодальные княжества. В 11—12 вв. в Тибете возник ряд
буддийских сект, основывались монастыри, наиболее крупные из них вместе с
подвластными территориями являлись самостоятельными теократическими
государствами. В 13 в. Тибет попал в зависимость от монголов, прекратившуюся с
падением в 14 в. династии Юань. В
14—17 вв. в Тибете происходила борьба за власть между феодальными родами,
опиравшимися на различные религиозные секты. В конце 14— начале 15 вв. монах Цзонкабаосновал новую буддийскую секту
Гэлугба (так называемые желтошапочники), глава которой с 16 в. стал носить
титул далай-ламы. В 17 в. 5-й
далай-лама Агвант-лобсанг-джамцо обратился за помощью к ойратскому Гуши-хану,
правителю Кукунора. В 1642 войска Гуши-хана разгромили главного соперника 5-го
далай-ламы — царя области Цанг. Секта Гэлугба стала господствующей в Тибете, а
далай-лама — духовным и светским главой страны. Т. о. был завершен процесс
объединения Тибета и сложилась теократическая форма правления. В середине 17 в.
в Тибете возник институт панчен-лам — вторых (после далай-лам) иерархов
ламаистской церкви.
К середине 18 в. восточные и северо-восточные области Тибета (на
территории современных провинций Цинхай, Сычуань, Ганьсу) были включены в
состав Цинской империи и подчинены непосредственно маньчжуро-цинским властям. К
1792 в состав Цинской империи были включены (окончательно) и др., основные,
районы Тибета (примерно территория Т. а. р.). Власть на этой территории
сохранялась в руках правительства далай-ламы. Но Цинский двор посылал в Лхасу
своих резидентов (амбаней), которые осуществляли верховный контроль над
деятельностью правительства. В конце 19 в. Тибет становится объектом экспансии
Великобритании. В 1903—04 Великобритания осуществила вооруженную интервенцию. 3
августа 1904 английские войска вступили в Лхасу, а 7 сентября 1904 тибетские
власти подписали договор, предоставлявший Великобритании значительные
привилегии в Тибете. Проникновение Великобритании в Т. вызвало противодействие
российского правительства. В англо-русском соглашении от 31 августа 1907 обе
стороны обязались уважать территориальную целостность Тибета, не вмешиваться в
его внутреннее управление. В период Синьхайской
революции(1911—13) все цинские войска и чиновники были изгнаны из
Тибета, 13-й далай-лама объявил о прекращении всех связей с Пекином. На
восточных границах Тибета разгорелся вооруженный конфликт с посланными в Тибет
войсками Юань Ши-кая. Напряжённое
положение на тибето-китайской границе сохранялось вплоть до середины 30-х гг.,
выливаясь часто в вооруженные столкновения между тибетскими и китайскими
войсками. С середины 30-х гг. отношения между гоминьдановским правительством,
занятым отражением японской агрессии, и Тибетом несколько нормализовались.
Одновременно в Тибете сохранялось сильное английское влияние. С окончанием 2-й
мировой войны 1939—45 в Тибете усиливается активность США. Накануне победы
народной революции в Китае тибетские власти порвали все контакты с
гоминьдановским правительством, а 4 ноября 1949 так называемое Великое
собрание, состоявшее из представителей правительства, монастырей и чиновников,
официально провозгласило независимость Тибета. 20 января 1950 правительство КНР
сделало заявление по тибетскому вопросу, в котором охарактеризовало действия
тибетских властей как сепаратистские и предложило Лхасе направить своих
представителей в Пекин для переговоров. В октябре 1950 части
Народно-освободительной армии Китая начали продвижение к центральным районам
Тибета. Тибетское правительство приняло предложение правительства КНР и 23 мая
1951 в Пекине между представителями правительства КНР и властей Тибета было
подписано «Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета», которое
предоставляло Т. право на осуществление национальной автономии в составе КНР.
Во 2-й половине 50-х гг. обстановка в Тибете обострилась. В марте
1959 вспыхнуло восстание в Лхасе, 14-й далай-лама эмигрировал в Индию. После
подавления восстания в Тибете была организована система военно-контрольных
комитетов. В 1965 был создан Тибетский автономный район.
Лит.: Богословский В. А., Очерк истории тибетского народа, М.,
1962; Востриков А. И., Тибетская историческая литература, М., 1962; Schulemann
G., Geschichte der Dalai-Lamas. Lpz.,
1958; ShakabpaTsepon W. D., Tibet. A political history, New Haven — L., 1967.
В. А.
Богословский.
Литература. Древнее устное поэтическое творчество тибетцев
представлено мифами, эпосом («Гэсэриада»),
легендами, песнями, сказками, произведениями афористической поэзии. С
распространением буддизма (7 в.) появляются буддийские мифы. Период
возникновения и раннего развития письменной литературы (7—10 вв.) совпадал с
рождением, возвышением и распадом тибетского феодального государства, временем
первоначального распространения буддизма. Литература взаимодействовала с
литературой древних тюрков, особенно уйгуров, оказав на неё большое влияние. В
то же время тибетская литература испытывала воздействие фольклора и включала
погодные хроники, исторические хроники, генеалогии царей, эпиграфические
памятники, переводы буддийских канонических произв., а также тибетскую версию «Рамаяны». В 11—14 вв. устанавливался
традиционный состав литературы: переводные произв. (буддийский канон);
оригинальные сочинения тибетских авторов, куда входили религиозно-философские
трактаты (комментарии к канону), исторические труды (история буддизма),
агиографические произведения (жития и биографии),
повествовательно-дидактические памятники (поучения, наставления) и эпистолярные
сочинения Позднее (15—19 вв.) литература активно служила целям систематизации,
канонизации и пропаганды вероучения и политических взглядов буддийской секты
Гэлуг-ба. Чувства человека, пейзаж занимали в литературе мало места. Главное в
ней — создание нормы, образца поведения для верующих. Но в начале 18 в. на
фольклорной почве родилась светская лирическая поэзия 6-го далай-ламы
Цанджан-джамцо (1683—1706). Традиция эта не была продолжена. Литература
последующего времени интересна грамматическими, астрологическими,
астрономическими и медицинскими произведениями.
В 50-е гг. 20 в. началось издание газет, журналов, книг, которые
содержали в основном переводные китайские материалы.
Лит.: Востриков А. И., Тибетская историческая литература, М.,
1962; Савицкий Л. С., Тибетская литература 18 в., в сборнике: Теоретические
проблемы изучения литератур Дальнего Востока, М., 1974; Тибетская литература, в
кн.: Кычанов Е. И., Савицкий Л. С., Люди и боги страны снегов, М., 1975; Stein
R. A., Civilisation tibetaine, P., 1962.
Л. С. Савицкий.
Архитектура и изобразительное искусство. Важнейшие памятники
искусства Тибета созданы в эпоху феодализма. Средневековая тибетская
архитектура отличается неприступной суровостью и монументальным лаконизмом
образов, органично сочетающихся с дикой и пустынной природой страны. На
вершинах гор строились крепости-замки (цзонги). К характерным культовым
постройкам на территории Т. относятся чортены (субурганы)
и монастыри, располагавшиеся у подножия гор или на вершинах, окаймляющих горные
долины, окруженные несколькими кольцами стен, с главным храмом, обращенным на
С., и мощёной площадью перед ним; жилища монахов располагались амфитеатром по
склонам. Наиболее типичные черты дворцового зодчества средневекового Тибета
сконцентрированы во дворце-крепости Потала в Лхасе.
Преобладающий тип тибетского жилого дома — 4-угольное в плане
сооружение крепостного характера со скошенными, суживающимися кверху стенами и
плоской крышей. Дома в Тибете белятся известью, двойные карнизы и обрамление
окон выделяются чёрной краской; ведущую роль в декоре играют расписной фриз и
пёстрые ткани, укрепляемые на фасаде.
Средневековое изобразительное искусство Тибета, строго подчинённое
буддийской (ламаистской) догматике, развивалось преимущественно в монастырях,
где создавались настенные росписи и иконы «тан-ка», отличающиеся иератическим
симметризмом композиций, чёткой линеарностью изображений, яркими контрастными
красками, усиленными введением золота и серебра. Скульптура средневекового
Тибета представлена высеченными в скалах раскрашенными культовыми рельефами,
храмовыми статуями и статуэтками божеств из дерева, глины и металла.
Вплоть до 20 в. в Тибете сохранились традиционные виды
декоративно-прикладного искусства: вышивка, изготовление бронзовой культовой и
бытовой утвари, музыкальных инструментов, ворсовых ковров и изделий из
шиферного сланца.
Лит.: Всеобщая история искусств, т 2 кн. 2, М., 1961, с.
415—20; [3акке М. П.], Тибетская мелкая пластика, Рига, 1962; Всеобщая история
архитектуры, т. 9, М 1971, с. 489—99; Hummel S., Geschichte der tibetischen
Kunst. Lpz., 1953.
Copyright(c) Nursery "Little Lhasa". All rights reserved. http://www.lhasa.ru Web site Created 24 June 2006
|